Речь педагога 

Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения у детей дошкольного возраста

Введение

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Многочисленными исследованиями отечественных дефектологов подробно изучена и освещена проблема правильной речи (В.И.Городилова, О.С.Орлова, Е.И.Орлова, Е.И.Радина, Ф.Ф.Рау), в особенности, формирования произношения звуков (А.Н.Гвоздев, Б.М.Гриншпун, Н.И.Жинкин, Т.А.Каше, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичева, Г.В.Чиркина и др)

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, на протяжении которого ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью. Некоторые дети успешно с этим процессом, но у многих он задерживается.

Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены, и при произнесении звука язык занимает определенное место. Малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание звука становится нечистым. При формировании звукопроизношения ребенок ведет поиск правильных положений языка. В силу чрезмерной подвижности языка или, наоборот, его вялости, движения языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребенок совершает множество замен одних звуков на другие. Для правильного звукопроизношения необходима систематическая артикуляционная гимнастика – так называются специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, щек, уздечки.

Итак, цель: выявить влияние артикуляционной гимнастики на становление правильного звукопроизношения у дошкольников.

Задачи:- изучить литературу по проблеме;

- развивать артикуляционную моторику для постановки звуков;

- воспитывать уверенность ребенка в себе и своих возможностях.

Гипотеза: если в направленной работе на формирование звукопроизношение детей активно использовать артикуляционную гимнастику, то это повысит эмоциональный настрой к занятиям, что более эффективно скажется на становлении звукопроизношения.

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.Ф.Фомичева и др).

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности  движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Работу по формированию осуществляем по двум направлениям:

- формирование кинестической основы движения,

- формирование кинетической основы движения.

Кинестетика – это все ощущения, связанные с телом: температура, положение в пространстве, усталость мышц, боль, напряжение или расслабленность.

Кинема – движение органа речи при производстве звука.

На данном этапе коррекционной работы эффективно использование специфических (двигательно-кинестического, слухо-зрительно-кинестического) методов.

Двигательно-кинестический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом, создается новое ощущение – приподнимание верхней губы.

Использование слухо-зрительно-кинестического метода заключается в установлении связей между восприятием на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухо-зрительного образа звука демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука (Ш) ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя вспомогательного материала.

На занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики используются различные формы, в создании которых участвуют и дети:

- «Театр пальчиков и Язычка»;

- Сочинение историй из жизни Язычка, рассказ сказки про Веселого Язычка;

- Выполнение артикуляционных упражнений с применением «палочек-помогалочек»;

- Выполнение артикуляционной гимнастики перед зеркалом сотового телефона.

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, загадок, образных иллюстраций. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторик протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

С целью информирования родителей о формах и методах подготовки органов артикуляции детей к правильному произношению, организовано мастер-класс на тему: «Сказка о Веселом Язычке», индивидуальные беседы, открытые занятия с дошкольниками.

Недостатки речи индивидуальны, часто это звучит забавно. Однако нарушения речи не всегда проходят сами собой, и ребенку зачастую требуется помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи.

По общему мнению, гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое, а зачем язык тренировать? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребенком.

С ребенком нужно заниматься ежедневно по 5-7 минут.

На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений.

Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами и т.д.

Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

Таким образом, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

- уменьшить напряженность артикуляционных органов;

-подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Скачать
Речь педагога какой она должна быть.pdf
Adobe Acrobat документ 376.2 KB